Минфин разъяснил порядок налогообложения судов в лизинге

28.12.2011

Минфин разъяснил порядок налогообложения судов в лизинге

Минфин разъяснил порядок налогообложения НДСом, налогом на имущество, транспортным налогом и налогом на прибыль предоставленных в лизинг судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

В соответствии с Федеральным "законом" от 20.12.2005 N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" в Налоговый "кодекс" РФ внесены изменения, предусматривающие налоговые льготы по налогам для судовладельцев в отношении судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов (РМРС). Если при прямой продаже судна российскому судовладельцу и регистрации судна в РМРС все ясно, то в случае приобретения судна через лизинговую организацию подобной ясности нет. Российская лизинговая организация покупает судно и, зарегистрировав судно в реестре и поставив судно на свой баланс, заключает договор лизинга с российской организацией (лизингополучатель).

Вопрос:

В соответствии с условиями договора лизинга морских судов с правом выкупа переход права собственности к лизингополучателю (покупателю) происходит с последним платежом. В течение срока, предусмотренного договором, лизингополучатель осуществляет платежи в отношении лизинговой организации и, эксплуатируя судно, получает прибыль. Подлежат ли уплате в данном случае НДС, налог на прибыль, транспортный налог и налог на имущество организаций при реализации услуг по предоставлению в лизинг судов, зарегистрированных в РМРС? Если подлежат, то какой организацией (лизингополучателем или лизингодателем)?

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 27 января 2011 г. N 03-07-08/26

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на имущество и транспортного налога в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, предоставляемых российской организацией в лизинг другой российской организации, и сообщает. В соответствии с "пп. 1 п. 1 ст. 146 гл. 21" "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ставки налога на добавленную стоимость, применяемые к таким операциям, установлены "ст. 164" Кодекса. Нормами "гл. 21" Кодекса особый порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в лизинг судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС), оказываемых российской организацией другой российской организации, не предусмотрен. Поэтому указанные услуги на основании "п. 3 ст. 164" Кодекса подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.

Что касается налога на прибыль организаций, то в соответствии с "пп. 33 п. 1 ст. 251" Кодекса при определении налоговой базы по этому налогу не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС. Для целей гл. 25 "Налог на прибыль организаций" под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказание иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг. Одновременно согласно "п. 48.5 ст. 270" Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС. "Статьей 8" Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании. В связи с этим лизингополучатель, который от своего имени осуществляет эксплуатацию полученных по договору лизинга судов, зарегистрированных в РМРС, не учитывает доходы, полученные от эксплуатации таких судов, и расходы, связанные с их содержанием и эксплуатацией, определяемые в порядке, предусмотренном "пп. 33 п. 1 ст. 251" и "п. 48.5 ст. 270" Кодекса соответственно.

В отношении налога на имущество организаций следует учитывать, что согласно "ст. 373" Кодекса налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со "ст. 374" Кодекса. "Пунктом 1 ст. 374" Кодекса определено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено "ст. 378" и "378.1" Кодекса. При этом "ст. 381" предусмотрено, что освобождаются от налогообложения организации в отношении судов, зарегистрированных в РМРС.

Что касается транспортного налога, то в соответствии со "ст. 357" Кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых согласно законодательству Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со "ст. 358" Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей. "Статьей 358" Кодекса установлено, что не являются объектом налогообложения по транспортному налогу суда, зарегистрированные в РМРС. Указанные положения "Кодекса" применяются вне зависимости от того, на чьем балансе находятся данные суда и на кого они зарегистрированы (лизингополучателя или лизингодателя). Одновременно сообщаем, что настоящее письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА