Главная

О компании

Новости

Лизинг оборудования

Настоящее и будущее рынка лизинга оборудования

27.09.2013

Настоящее и будущее рынка лизинга оборудования

1. В чем преимущество приобретения промышленного оборудования по лизинговым программам?

Главным отличием лизинга оборудования от любых иных форм лизинга заключается в возможности лизинговой компании предложить более комплексную услугу. И немаловажную роль тут играет уже не столько финансовая выгода этого инструмента, сколько качество сервиса и профессионализм сотрудников лизинговой компании. Преимущества лизинга оборудования в первую очередь перед кредитом можно разделить на три группы: налоговые; финансовые; административные.

Налоговые Лизинг выгоден прежде всего компаниям на общей системе налогообложения, работающих с прибылью. Так как данный инструмент позволяет наиболее эффективно легальным способом оптимизировать налог на прибыль.

Финансовые На налоговых преимуществах чисто финансовая экономия в сделках лизинга не заканчивается. В рамках договора лизинга может присутствовать целый ряд дополнительных сопровождающих любую сделку купли-продажи затрат, которые лизинговая компания позволяет эффективно экономить. А именно: Страхование – путем организации минитендеров среди крупнейших страховых компаний, в которых у лизингодателя также могут быть специальные льготные условия, Таможенное оформление – лизинговая компания сотрудничает на постоянной основе с несколькими брокерами, которые предлагают условия, значительно выгодней типовых или первоначальных вариантов таможенного оформления имущества в сделке. Транспортировка и логистика – партнеры лизинговой компании готовы организовать доставку по цене ниже предлагаемой поставщиком/производителем. Скидки и особые условия поставщиков – любой лизинговый проект обязательно сопровождает договор поставки. Существенной экономии можно добиться на стадии переговоров с поставщиком, так как оплата 100% аванса или 20% аванса это принципиально разные ситуации в части процентных расходов лизингополучателя. Лизингодателю могут быть доступны иные условия платежей со стороны поставщика как более надежному партнеру, индивидуальные скидки (если лизинговая компания не в первый раз работает с данным поставщиком или предлагает некий совместный продукт), а также лизинговая компания может использовать более дешевые инструменты расчетов с поставщиков (по сравнению с прямой оплатой) – аккредитивы, гарантии.

Административные или нефинансовые выгоды лизинга связаны с дополнительными услугами лизинговой компании и/или с администрированием процессов поставки имущества, таможенного оформления, постановки на учет. Здесь можно выделить удобство работы с лизингом для различных служб компании Для коммерческой службы: согласованием всех договоров поставки, в том числе импортных, лизинговая компания может заниматься самостоятельно. Лизинговая компания выступает как профессиональный покупатель, имеющий многолетний опыт поставок различного оборудования из разных стран. Для транспортной службы: лизинговая компания берет на себя все вопросы, связанные с транспортировкой и таможенным оформлением имущества. Для бухгалтерии: все налоговые риски и проблемы по сбору первичной документации от поставщиков и таможенных служб, по правильному отражению объекта в учете берет на себя лизинговая компания. Для финансовой службы: структурирование графика лизинговых платежей с учетом сезонности, грейс-периодов на период поставки и пуско-наладки позволяет гибко регулировать финансовый результат лизингополучателя.

2. Какова динамика данного сегмента рынка в последние годы? Чем она объясняется?

Рынок лизинга традиционно рос в сегменте транспорта – в частности железнодорожного. Объясняется это просто – данный рынок был интересен крупнейшим игрокам рынка лизинга в силу своей капиталоемкости. Он характеризовался ликвидным имуществом, крупными суммами сделок и привлекательной доходностью. Поэтому не секрет, что большинство лизинговых компаний с длинными ресурсами сконцентрировались на росте портфеля именно в данном сегменте. А так как концентрация рынка лизинга высока (на 10 крупнейших приходится более 60% рынка), то остальные сегменты развивались слабо, так как системных усилий в развитии данных направлений компании не предпринимали.

Более того – сделки с оборудованием сами по себе на порядок более сложные, чем сделки с иным видом имущества (за исключением пожалуй авиа), так как предполагают поставку из-за границы, согласование импортных договоров поставки, отношения с иностранными банками, использование таких инструментов как банковские гарантии и аккредитивы, таможенное оформление, значительный срок от заключения договора лизинга до ввода имущества в эксплуатацию. Все это требует более высокой степени квалификации лизингового персонала, трудозатрат и в конечном счете связано с большими рисками на всем промежутке сделки. Поэтому сделки с оборудованием больше похожи на сделки проектного финансирования, так как предполагают детальное изучение бизнес плана клиента, потому что экономический эффект он планирует получать в основном от эксплуатации приобретаемого оборудования. А вот ликвидность этого самого оборудования подчас крайне низкая. Изъятие же оборудование в большинстве случаев невыгодно. Поэтому основной упор лизинговая компания вынуждена делать на финансовый анализ клиента и качество его бизнес планирования.

В 2012 год впервые за долгое время доля оборудования резко выросла. Но данный рост связан прежде всего с резким падением рынка жд транспорта, который практически замер. Лизинговые компании вынуждены были переключиться на иные рынки, в том числе на рынки оборудования. Самый впечатляющий рост продемонстрировали сегменты энергетического оборудования и оборудования для нефтедобычи. Однако, если посмотреть эти рынки, то они сами по себе настолько малы, что формируются всего 2-3 игроками, аффилированными к крупнейшим добывающим холдингам. А одна сделка в сегменте энергетического оборудования в 2012 году сформировала 70% всего рынка лизинга энергетического оборудования, а по размеру превзошла в 3 раза ВЕСЬ рынок данного сегмента в 2011 году. Поэтому пока о данном рынке как о сформированном говорить пока рано.

3. Не могли бы вы поподробнее рассказать о крупных проектах Вашей компании в этом направлении?

Одним из интересных проектов в этом году в сегменте оборудования стал опыт работы с компанией Бургер Кинг. Прежде всего тем, что для нас это был первый опыт работы с сетевым холдингом в сегменте ресторанного бизнеса. Бургер Кинг является второй по величине в мире сетью ресторанов быстрого питания. Компания Альфа-Лизинг реализовала сделку по рефинансированию оборудования на сотни миллионов рублей для сети ресторанов Бургер-Кинг в формате возвратного лизинга. Возвратный лизинг характеризуется тем, что продавец одновременно выступает в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового договора. Особую привлекательность возвратный лизинг приобрел с 2013 года после отмены налога на имущество на большинство объектов движимого имущества. В рамках сделки Альфа-Лизинг приобретал в каждой из точек практически все ценное оборудование. Была проделана немалая работа с учетом того, что количество позиций составило тысячи единиц в нескольких десятках ресторанах в различных городах России. При этом оборудование никуда не перемещалось, а сразу было передано в долгосрочную аренду компании Бургер-Кинг. Сделка была реализована без аванса. Компания получила таким образом длинные инвестиционные деньги, которые она направит на дальнейшее развитие своей сети, и одновременно финансовую оптимизацию, которую дает лизинговая схема.

4. Кто чаще всего (компании каких отраслей) приобретает промышленное оборудование в лизинг? Почему?

Трудно выделить какие-либо сегменты, но они практически коррелируются с потребностями развития инфраструктуры крупнейших холдингов в России. В силу потребностей экономики и ее сырьевой направленности основную долю в сегменте оборудования составляет энергетическое оборудование и оборудование для нефтедобычи. Значительную долю составляет также машиностроительное оборудование и оборудование для добычи полезных ископаемых. При этом из данных сегментов видно, что потребителями остаются в основном крупные добывающие или перерабатывающие холдинги. И рынок продолжает оставаться рынком нескольких крупных сделок. А в отличии от рынка запада, где развит малый бизнес лизинг таких сегментов как пищевое, торговое, ресторанное оборудование у нас составляет доли процента.

5. В каком направлении и какими темпами будет развиваться данный сегмент в ближайшем будущем?

Крупным холдингам не так интересен лизинг в качестве инструмента оптимизации налогообложения, так как они имеют либо иные льготы, либо иные инструменты оптимизации. Более того, возможная экономия в 5-10% не стимулирует крупные компании менять привычную схему своих процессов. В виде дополнительных услуг лизинговой компании также трудно что-то новое или уникальное предложить крупному холдингу. А вот где действительно востребован лизинг оборудования - так это в сегменте малого и среднего бизнеса. Рынок лизинга для МСБ в 2012 году вырос впервые с 2009 года, но в основном за счет развития автолизинга. В сегменте МСБ есть и спрос на сервис и желание экономить за счет налоговой оптимизации. Только вот прозрачность данного бизнеса не позволяет финансирующим институтам идти в этот сегмент системно. Высокие риски вынуждают предъявлять завышенные требования к клиентам. Если в сегменте автотранспорта лизинговые компании научились изымать имущество и эффективно его реализовывать, что делает процесс анализа клиента фактически формальным, то в сегменте оборудования это сделать пока нереально. Объективно оценить малый бизнес тоже сложно, а в ситуации с оборудованием приходится фактически заниматься необеспеченным (бланковым) кредитованием. Желающих так рисковать в финансовом секторе пока не так много. Поэтому я ожидаю снижения доли оборудования за счет увеличения доли лизинга автотранспорта и авиа – как более понятных и приемлемых с точки зрения вторичного рынка активов.