Главная

О компании

Новости

Изменения в законе

Изменения в закон о лизинге

19.07.2013

Изменения в закон о лизинге

Предлагаемые поправки в закон "О финансовой аренде (лизинге)" составлены с учетом сложившейся судебной практики по лизингу и направлены на разрешение противоречий, связанных с неоднозначным толкованием ряда положений закона. При разработке изменений учитывались также положения Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге и устранены повторы положений, содержащихся в Гражданском кодексе РФ.

В целях стимулирования развития лизинга в РФ предлагается учесть зарубежный опыт по легализации сделок повторного лизинга. Предложено понятие и критерии таких сделок.

В целях стимулирования развития рынка лизинга недвижимости скорректирован (с учетом сложившейся судебной практики) запрет на лизинг земельных участков. В соответствии с действующим законодательством, договор лизинга (как и иной договор аренды) считается заключенным с момента его регистрации, которая, в свою очередь, возможна только после регистрации перехода права собственности на предмет лизинга на лизингодателя. Для устранения данного противоречия предлагается установить, что договор лизинга недвижимости считается заключенным с момента его подписания, а право лизинга (как обременение) – регистрируется в общем порядке по правилам для регистрации аренды.

Поскольку действующий Гражданский кодекс РФ в качестве обязательного элемента договора лизинга предусматривает заключение договора купли-продажи предмета лизинга, скорректировано с учетом положений ГК РФ, понятие предмета лизинга. В предложенной редакции учтены положения ст. 455 ГК РФ, согласно которым договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара. Данное изменение допускает заключение договоров лизинга в отношении предмета лизинга в отношении товара, который будет создан по заказу лизингополучателя, то есть фактически устраняет запрет на приобретение предмета лизинга по договору подряда.

Согласно ч. 3 ст. 15 действующей редакции Закона, в договоре лизинга должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче лизингополучателю в качестве предмета лизинга. При отсутствии этих данных в договоре лизинга условие о предмете, подлежащем передаче в лизинг, считается не согласованным сторонами, а договор лизинга не считается заключенным. Поскольку предмета лизинга на момент заключения договора лизинга может не существовать (учитывая положения предыдущего абзаца), предлагается смягчить требование об индивидуализации имущества и предусмотреть возможность заключения договора, в котором будут указаны общие характеристики имущества. В отношении повторного лизинга, где возможна и необходима определенность предмета, должны быть указаны непосредственно идентифицирующие признаки.

Учтена судебная практика о прекращении залога на предмет лизинга.

Во избежание мошеннических действий по необоснованному списанию денежных средств со счета лизингополучателя, с одной стороны, и для унификации процедур бесспорного списания, с другой, предлагается установить не только право на бесспорное списание, но и процедуру такого списания.

Предлагается установить для лизингодателя гарантии, аналогичные гарантиям кредитора, в случае, если договором лизинга предусмотрено предоставление обеспечения исполнения обязательств лизингополучателя по уплате лизинговых платежей.

Предлагается учесть сложившуюся деловую практику, которая предусматривает различенные варианты выкупа имущества; во избежание злоупотребление установлены основания и последствия расторжения договора, упрощается процедура изъятия предмета лизинга.

В целом, предложенные изменения учитывают сложившуюся судебную практику по лизингу и направлены на установление баланса интересов сторон лизингового правоотношения. Кроме того, предложенные изменения направлены на стимулирование развития лизинга в России неналоговыми методами и на преодоление негативной судебной практики, сложившейся в связи с вмешательством суда в экономическую юрисдикцию сторон.