22.05.2012
Правительство РФ с этого года фактически прекратило компенсировать авиакомпаниям часть затрат на лизинговые платежи при приобретении российских самолетов. Как пишет газета "РБК daily", у отечественных авиакомпаний остается все меньше стимулов покупать российские воздушные суда.
О том, что авиакомпании перестали с 2012года получать компенсацию части лизинговых платежей, изданию сообщил источник в одной из авиакомпаний. Официальный представитель лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК, занимается лизингом отечественных самолетов) подтвердил эту информацию. Сама схема возмещения была утверждена постановлением правительства N66 в 2002г. Согласно ему государство возмещало авиакомпаниям около 20% лизинговых платежей, но не выше лимита, вычисляемого по специальной формуле с учетом ставки рефинансирования Банка России. Деньги распределялись ежегодно на конкурсе Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), проводимом по поручению Министерства транспорта (Минтранс) РФ и Министерства финансов (Минфин) РФ.
В Росавиации признают, что последний конкурс на получение компенсации прошел в 2010 году, средства по нему до сих пор предоставляются выигравшим тогда авиакомпаниям. В прошлом году конкурс не проводился. По данным Росавиации, сейчас компенсации выплачиваются семи авиакомпаниям за 31 самолет российского производства. Крупнейшими получателями являются "Red Wings" (восемь самолетов Ту-204-100 в лизинге от ИФК до 2023г.) и "Владивосток-авиа" (шесть самолетов Ту-204-300 в лизинге от ИФК до 2020г.). Также среди получателей авиакомпании "Полет", "Якутия", "Трансаэро" и "Россия". В Росавиации не раскрывают ежегодный объем субсидий. По оценке совладельца "Red Wings" Александра Лебедева, компенсация по лизинговому платежу на каждый "Ту-204" составляла 100 тыс. руб. в месяц, или 25% его размера.
В Министерстве финансов ответили, что постановление правительства N466 работает, и вопросы по его реализации переадресовали в Минтранс. Представитель Минфина отметил, что сейчас новых механизмов по поддержке лизинга продукции отечественного производства не разрабатывается.
При этом как минимум три авиакомпании, которые закупали самолеты после 2010 года, остались без государственной поддержки лизинга, отмечает издание. Например, не компенсируются ставки по поставке самолетов Superjet авиакомпании "Аэрофлот" (30 лайнеров, начали поступать с июня 2011 года). Не получает субсидий и авиакомпания "Полет", купившая десять Ан-148. По словам экспертов, изменение ситуации с субсидированием лизинга связано со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). "Правила ВТО жестко регулируют взаимоотношения производителей и потребителей. Прямое субсидирование, в соответствии с правилами ВТО, будет запрещено", - говорит главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий, добавляя, что компенсации для авиакомпаний в ВТО не регламентируются. Между тем вступление в ВТО обещает сделать более доступными для российских перевозчиков импортные самолеты за счет снижения таможенных пошлин.