Проекты по лизингу вагонов обычно примечательны своим масштабом, большими суммами финансирования. Однако, в данном случае в лизинг была передана небольшая по меркам рынка жд партия из 66 крытых вагонов на сумму около 150 млн. руб. Но особого внимания заслуживает та атмосфера и те условия сделки, в которых она состоялась.
В Альфа-Лизинг обратился клиент, с которым нас связывают давние и прочные партнерские отношения - ж/д оператор ЗАО "Локотранс". Компания специализируется на транспортировке древесины и целлюлозно-бумажной продукции, а также продуктов питания. Задача клиента заключалась в оперативном поиске и приобретении партии крытых вагонов строго заданной грузоподъемности. Такое требование выдвинул заказчик нашего клиента - одна из крупнейших деревообрабатывающих компаний с западным капиталом. В результате анализа рынка по техническим параметрам грузоотправителя устроили исключительно вагоны производства ПАО "Крюковский Вагоностроительный Завод" (Украина) модели 11-7038. В России самые грузоподъемные крытые вагоны, которые рассматривали в качестве альтернативы - это вагоны производства Алтайвагона модели 11-280. Примечательно, что разница в грузоподъемности вагонов составила всего 2 тонны по сравнению с российскими аналогами, но именно этот перевес и определил выбор Украинского поставщика.
У клиента была возможность самостоятельно приобрести вагоны за счет возможно и более дешевых кредитных средств, но лизинговая компания выразила готовность под ключ реализовать международную сделку с аккредитивной схемой расчетов, таможенными процедурами и сопровождением доставки.
Так случилось, что заключение сделки с Украинским поставщиком совпало с тяжелой ситуацией в Киеве и на Украине в целом. Мы высоко оценили помощь наших коллег из Альфа-Банка-Украина. Они каждый день трудились фактически на баррикадах, под выстрелы на улице. Не всегда оставаясь даже на связи, в такой непростой обстановке им удалось остаться командой, которая вместе с нами делали одно общее дело! Спасибо им за их мужество и преодоление этого сложного этапа! Завод также показал себя с лучшей стороны, поставив вагоны фактически в недельный срок, так как возникала угроза возможных ограничений на поставку в Россию.
Все закончилось благополучно. Однако, риски покупки вагонов на Украине сейчас оцениваются нами как высокие, и, не исключено, что эта сделка может на определенное время стать последней успешной закупкой у резидентов Украины. Уже в январе 2014 г. украинские вагоностроители на 40 % сократили общий экспорт в Россию и, следовательно, сократилось производство вагонов. В марте ситуация только усугубилась. Поэтому в среднесрочной перспективе среди клиентов рынка ж/д в России скорее всего будет отмечаться переориентация на внутрироссийских производителей.